Как себя вести

Вашему вниманию предлагается «типа-стандарт», направленный на снятие излишнего градуса напряжённости между сто­ронами проверочного процесса.

О взаимоотношениях проверяемого (мы) с про­веряющим (они) сказано предостаточно. Каждый, касаясь этой темы, повествует исходя из личного опыта. Органи­зуются даже семинары и тренинги на тему как себя вести, если «к вам пришли с проверкой». Одни советуют стоять стеной перед контролёром, другие наоборот — «лечь под него». Третьи рекомендуют вести себя по принципу «и нашим и вашим». Как быть? Единого ре­цепта нет, всё зависит от ситуации. Побывав в долж­ности проверяющего лица, и в «шкуре» проверяемого «субъекта», мы сделали вывод, которым и решили с вами поделиться.

Во-первых, что хочется сказать. Это отнестись к надвигающейся или проводимой проверке не как к какому-то неординарному событию, а как к обычной встрече с врачом, например — плановой диспансери­зации. Доктору намного легче лечить больного, если пациент способствует выздоровлению. Давайте всемерно содействовать проверочному процессу и ситуация разрешится быстро и безболез­ненно. Не будем сооружать всевозможные преграды перед проверяющей организацией. Напротив, нужно стараться искусно и без потерь их преодолевать.

Когда говорим о так называемой преграде, то под­разумеваем некую вражду, возникающую между дву­мя сторонами контрольно-ревизионного процесса. Совершенно напрасно. Наши противники точно такие же люди, как и мы, при одном лишь только отличии, они облачены особыми полномочиями и ничто человеческое им не чуждо. Поэтому попытаем­ся преодолеть возникший между нами и ними враж­дебный барьер, для чего продемонстрируем полную готовность к сотрудничеству, исключив любую нега­тивную реакцию на провокационные действия прове­ряющей стороны. В первые дни общения попытаемся оставить проверяющего при его мнении, с которым он прибыл. Одним словом попробуем предпринять меры для того, что бы проверяющее лицо про­никся к нам любовью и пониманием, полностью до­верял нашему взгляду, поведению и отношению.

Итак, добились этого. Но мы ещё не друзья, и уже не враги, так как осталась определённая нотка недоверия. Попробуем побы­стрее от неё избавиться. Для чего сделаем следую­щее. Покажем проверяющему свою готовность сообщить любую интересующую его информацию о фактах хозяйственной деятельности предприятия, причём только ту и в том объёме, которая им запрашива­ется. Но этого всё равно мало. Полная доверитель­ность может быть достигнута только тогда, когда взаимное обще­ние плавно перетечёт из профессиональной сферы в житейскую область, касающуюся общих интересов, желаний, взглядов и настроений. Наконец-то цель достигнута, и последние элементы вражды,  недове­рия исчезли. Что делать дальше? Ждать, пока теперь уже полностью «наш» проверяющий докопается, най­дёт и предъявит «обойму» нарушений. Конечно, нет. Именно поэтому во-вторых…

Во-вторых, «субъект» может чистосердечно признаться и покаяться в собственных ошибках, тем более если они уже попали в поле зрения проверяющих или, так или иначе, могут быть ими обнаружены. Проявляемое «виновником» излишне эмоциональное беспокойство, волнение и нервозность явно покажут контролёру его истинные переживания, что, возможно, и заставит контролёра изменить изначально принятую жесткую позицию по отношению к «субъекту». По жизни в большинстве своём люди охотно идут навстречу попавшему в беду несчастному человеку. На что мы и рассчитываем, думая получить снисхождение. Однако ничего ещё не заканчивается. И Поэтому…

В-третьих. Настроится на критику, поступающую от контролёра в адрес проверяемого лица в форме на­бора реальных, воображаемых или предполагаемых обвинений. Настроиться, выслушать и принять её не более как за рядовые факты, присутствующие в финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия. Выражаемое проверяемым лицом спокойствие вызывает определенное беспо­койство у контролёра и заставляет его сомневаться в обоснованности критических замечаний.

Помимо выше сказанного проверяемому «субъекту» желательно использовать так называемый «набор подхалима», способствующий расслаблению и смяг­чению самого строгого ревизора. Ознакомившись с нашими советами, подумаете, что предложенный «комплекс» выступит стопроцентным гарантом безопасности. Действительно он в какой-то степени поможет «субъекту» сгладить острые углы и минимизировать разного рода потери. Однако рекомендуемые подходы во взаимоотношениях с представителями проверяющей стороны ничего не будут стоить, если допускаются серьёзные злоупотребления.