Консультировать или нет

То, что контролёр по завершении проверки выдаёт, по­мимо акта с перечнем недо­статков и нарушений, своё дальнейшее видение того, как и что надо делать по устранению и улучшению в форме предложений и рекомендаций, само собой разумеется. А должен ли он в процессе проведения проверки давать советы, консультировать «субъекта», если у последнего возникают вопро­сы по ходу того, что и как? Или же, наш контролёр обязан лишь выявлять и устранять?

Откатимся на несколько десятилетий назад, тем более, что сегодня как-то стало модным вспоминать положительно-былое и узнаем, имелась ли практика кон­сультирования главного бухгалтера со стороны ревизора во время проверки. Между прочим, ни одна инструкция того времени не регламенти­ровала консультационную деятельность. Правда, догадываемся, что на протяжении рабочего процесса, при условии нормальной атмосферы взаимоотношений между сторонами, у директора и главбуха могли возни­кать вопросы, относительно совершения хозяй­ственных операций, проведения их по счетам, оформлению документов. И у кого, как не у рядом находящегося в этот момент ревизора, можно было об этом спро­сить.

Действующей в то время Ин­струкцией «О порядке проведения ре­визий и проверок…» в обязанности ревизора консультирование про­веряемой стороны не входило. Получается, что ревизор только выявлял, становясь немым наблюдателем, относительно совершаемых не­верных действий должностным лицом, поскольку не имел право давать квалифицированные консультации по во­просам финансово-хозяйственной деятельности.

На самом деле ревизор в меру собственной профессиональ­ной компетенции, всё же давал советы подконтрольному лицу, и как полагаем, исключительно в рамках действующего законодательства, а не в «обратку». Подобного рода консультационная деятельность негласно не за­прещалась по нескольким причинам, о которых ниже:

Во-первых, своевременными консультациями ревизор ограждала проверяемого от неправо­мерных и неверных действий, тем самым «включалась систе­м» предварительного и текущего контроля.

Во-вторых, квалифицированная консультация содержала пусть не великую, но обучаю­щую составляющую, весьма полезную для того же бухгалтера. Вообще надо отметить, что любая ревизия это «школа» для обеих сторон проверочного процесса.

В-третьих, востребованная и вовремя оказан­ная консультация формировала в голове у прове­ряемого «субъекта» образ ревизора с положительной стороны.

В-четвёртых, построенный «консуль­тативный мост» между главным бухгалтером и ревизором облегчает последнему процесс со­гласования и подписания акта.

И, наконец, консультирование превращала контролёров не в «рубящих на право и налево», а в истинных партнёров, больше на­целенных на упреждение фактов, улучшение работы, чем на установление нарушений. Хотя они прекрасно знали, что эту последнюю обязанность с них никто не снимал. Таким образом, мы делаем однозначный вывод — консультирование проверяемого «субъекта» — не­отъемлемая часть контрольного процесса.