Существуют выработанные принципы финансового контроля, нашедшие отражение во многих основополагающих методологических документах, в том числе и в известной Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в 1980 г. X конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ). Это четыре базисных принципа: законность, объективность, независимость и гласность. Убрав один из них, контроль лишается управленческой функции и становится для руководителя мало востребованным инструментом его личной власти.
Вернёмся к повседневной контрольной работе. Очередная ревизия завершена в положенный срок. Акт подписан без особых возражений. Предстоит огласить результат. Заметим, что «огласка» вовсе не издание строгих распорядительных документов в отношении лиц, допустивших нарушения. «Огласка» — это своевременное, полное и объективное информирование руководителя о полученных результатах без утайки и замалчивания, пусть даже, на первый взгляд, незначительных для самого проверяющего, фактах и моментах. В зависимости от проводимой политики в области гласности, имеющихся внутрикорпоративных ограничений и возможностей ревизор для оглашения результатов может использовать такие информационные инструменты, как:
— Служебная записка, закрытый разговор или установленная форма;
— Официальное письмо, развернутый доклад или отчетность.
Курсивом выделены инструменты, благодаря которым руководитель сможет узнать от ревизора буквально всё, плоть до каждой «запятой».
Жирным шрифтом выделены инструменты, благодаря которым уже более широкий круг людей, в общем, и целом, сможет узнать о результатах ревизии с «жареными» фактами.
Конечно, хотелось, чтобы курсив и шрифт всеми читался, как единый текст, но это в идеале.
Помимо информационной функции, «огласка» способствует формированию атмосферы всеобщего презрения к должностному лицу, совершившему нарушение, созданию обстановки коллективной нетерпимости к нарушениям подобного рода и недостаткам вообще. А для этого нарушителя следует навсегда «пригвоздить к позорному столбу, заклеймить несмываемым пятном», чтобы не было повадно ему подобным. Вы, конечно, извините нас за столь суровые слова в адрес расхитителя активов. Однако, подобный «субъект» того заслуживает.