Занятые контролем проверяющие специалисты делятся на рядовых, старших, ведущих, главных. Им могут также даваться различные категории: первая, вторая и т.п. Все упомянутые, образно говоря, ранжируются по образованию, стажу, опыту. Любая компания, даже с небольшим штатом внутренних контролёров, по собственным критериям и усмотрению присваивает каждому сотруднику ту или иную должность, звание, регалии, исходя из того, на что он реально способен и что из себя на самом деле представляет.
Но сейчас не о «табеле о рангах», об ином. О так называемых «ремесленниках» и «бизнесменах» контроля». Разумеется, в переносном смысле слова.
Итак, «ремесленники». Кого к ним отнести? И, вообще, что от них можно ожидать, получить.
Специалисты из разряда «ремесленников» стремятся проверять объекты в одиночестве. В крайнем случае, с кем-то на пару, выполняющих при них роль помощника. «Ремесленники» в большинстве грамотные подкованные специалисты, которых можно направить на любой объект, где они всегда добьются требуемого результата.
Интересно, почему всё-таки они стараются выходить на проверку в единственном числе. Не скучновато. Ведь не с кем переговорить, посоветоваться. Оказывается, есть тому причины.
Во-первых, ни за кого, ни за что не отвечаешь. Вернее, отвечаешь только за то, что сам «напроверял».
Во-вторых, являешься единоличным хозяином положения, в котором находишься вместе с подконтрольным «субъектом». Точнее, «тет-а-тет» с должностным лицом проверяемой компании.
В-третьих, процесс проходит спокойнее. «Хочешь, ешь конфеты, хочешь пряники».
Отработал по программе, выдал материал, акт на полку и жди другой объект.
И ещё. Поскольку на объекте находишься один, то тебе никто никогда не скажет (не докажет), как да что ты по настоящему проверял или, наоборот, «смотрел да просмотрел».
Руководителю, имеющему в штате «ремесленников», можно посоветовать лишь одно. Тщательней патронировать, что и как они [ремесленники] делают, находясь в удалении на территории «субъекта». Ничего не упускать из поля зрения. Быть в курсе, чем они там занимаются. Серьёзней относиться к приёмке от них итоговых материалов. Не полагаться, не рассчитывать на их «кристальное» отношение к порученному заданию.
Так поступать в отношении последних предлагается потому, что «ремесленники», стремящиеся к «затворничеству», в определённых ситуациях способны извлекать некоторые материальные «выгоды». Кстати, об этом не самом лучшем факте из жизни «ремесленника» руководителю не стоит забывать.
Теперь о «бизнесменах», в корне отличающихся от упомянутых выше «ремесленников».
Они [бизнесмены контроля] с командным духом, лидерским настроем. Им, как правило, не «с руки» неделю, другую, закрывшись от посторонних глаз сидеть заниматься проверкой, даже самого наиинтереснейшего объекта. Им требуется размах, команда единомышленников, когда можно что-то организовывать и направлять, кому-то подсказывать и помогать, а если надо, то учить. И, конечно, подобного склада людям непременно хочется руководить проверочным процессом.
Обозначенные управленческие задатки просматриваются у работников указанного типа с первых дней их заступления на службу. Здесь очень важно не «задавить», не «заглушить» выбрасываемую ими энергию, а направлять её в нужное «русло».
Руководителей, заполучивших «бизнесменов», надо поздравить с удачной находкой. Действительно, повезло. Найти, вырастить толкового специалиста это хорошо. Но если специалист превратиться в организатора это хорошо вдвойне. Такому можно смело поручить реализацию объёмного контрольного проекта с многочисленными участниками. Причём, не просто поручить, а доверительно поручить.
При столь внушительном наборе плюсов у наших «бизнесменов» имеется два существенных минуса.
1. Быстро достигнув желаемого и, упёршись в планку, «бизнесмен» скорее всего, начнёт подыскивать другое место приложения сил. К сожалению, с естественной «данностью» приходиться мириться. Профессионалы высокой квалификации с организаторскими способностями в работоспособной возрастной группе на рынке труда всегда будут оставаться востребованными.
Согласитесь, выгоднее принять «готового» специалиста, чем кого-то с нуля учить и воспитывать. Поэтому, имея в коллективе сложившегося «бизнесмена» мы выстраиваем с ним особые отношения. Немного иные, чем, к примеру, с остальными специалистами.
2. Второй минус заключается в следующем.
Ускоренно-быстрый переход недавно принятого контролёра в разряд руководителей группы проверяющих специалистов, даже если он того заслуживает в силу проявленных организаторских способностей, способно навредить общему делу.
Да, умение организовывать «дорогого стоит». Однако, если «молниеносный перескок» человека из категории обыкновенных проверяющих в число руководителей сделан без объективной на то оценки уровня его профессионализма, особенно в части проведения ревизий и проверок, то вновь испечённый «начальник» игнорируется его теперь уже бывшими коллегами по причине отсутствия профессионализма.
В контрольной сфере как нигде, «шеф» службы внутреннего контроля обязан не только уметь руководить, командовать, но и глубоко основательно разбираться в существующих проверочных технологиях, понимать механику совершаемых злоупотреблений, иначе оказавшиеся в его подчинении специалисты в тандеме с «субъектами» запросто воспользуются его пробелами в знаниях контроля.
Наверное, не даром в «старые добрые времена», о которых неустанно любят вспоминать, региональное контрольно-ревизионное управление возглавлялись не начальником, не управляющим, не директором, а «главным контролёром-ревизором». Наименование самой должности — «главный контролёр-ревизор», явно свидетельствовало о принадлежности руководителя к истинным профессионалам контрольно-ревизионной сферы деятельности.
Помимо «ремесленников» и «бизнесменов» у вас в штате могут работать так называемые «ипэшники». Данный тип специалистов располагается между первыми и вторыми, имеет свои особенности, предпочтения и наклонности. В одной из публикаций постараемся их полностью раскрыть.