Факторы успешного контроля

Факторы успехаПогружаясь в организационную функцию внутреннего контрольного подразделения задумываешься о взаимозависимых факторах, оказывающих влияние на результат контрольной деятельности. При обращении к коллегам с «факторным вопросом» получил десяток ответов, где каждый заслуживает внимания, поскольку считается не последним в контрольной сфере деятельности.

В сформированном «ответном перечне» оказалась масса словесных вариантов, которые не столь опытному специалисту сложно увязать с реализованным им контрольном проектом. Среди озвученного списка оказались: интерес к отраслевой специфики,  настрой на реальный результат, сверхобострённое чувство справедливости, внимательность к мелочам,  визуальная память на имена и цифры. Данный перечень можно было и продолжить.

Но мы обратим внимание на размещённую ниже табличку, где нашли отражение шесть ключевых факторов, способствующих успешности контроля.

ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО КОНТРОЛЯ
1). Профессиональная компетенция специалиста               V
2). Качество представления проверочных материалов               II
3). Соблюдение запланированных календарных сроков              I (!)
4). Результативность разработанных мероприятий              IV
5). Ценность полученных итогов для руководителя               III
6). Удовлетворённость проверенного «субъекта»               +

Прежде чем отранжировать эти факторы попробую вкратце охарактеризовать каждый.

1). Профессиональная компетенция  специалиста – ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Никто не спорит, что идеально «подкованный» со всех сторон проверяющий способен быстро найти, верно понять и хорошо разобраться. Наличие такого человека в штате контрольной службы является ключом в достижении главной цели заказчика контрольного проекта. Но не стоит целиком полагаться на такового, считая его главнейшим фактором успеха. Сколько было случаев, когда рядовой специалист средней руки, без внушительного практического опыта, вскрывал серьёзнейшие злоупотребления. Так что, не будем торопиться с профессионализмом и ставить его на самую верхнюю строчку.

2). Качество представления проверочных материалов — КАЧЕСТВО

Когда речь заходит о качестве, то в кругу профессионалов контрольного дела, занятых обсуждением данного вопроса, могут возникать некие разногласия. У каждого на этот счёт есть своё собственное видение. Раз имеются расхождения во взглядах на качественную оценку, то с полной уверенностью давать ему одну из главных ролей (пусть даже вторую) в нашем «факторном рейтинге» не логично.

3). Соблюдение запланированных календарных сроков — СРОКИ

Переходя к календарным срокам, заметим, что они единственные для участников контрольного процесса, являются существенными. От чётко установленных сроков в контрольной работе зависит если не всё, то достаточно многое. Касаемо отведённому им месту среди всех шести факторов, то пока напротив сроков поставим знак восклицания (!).

4). Результативность разработанных мероприятий — РЕЗУЛЬТАТ

Наконец подошли к тому, ради чего собственно группа специалистов почти месяц и трудилась на подконтрольном объекте. Нет, не к документальному проверочному акту с перечисленными нарушениями и недостатками. А конкретно – к предложениям и рекомендациям, нацеленных на устранение и упреждение фактов. Конечно «результативность разработанных мероприятий» довольно весомый фактор, определяющий успех работы внутренней контрольной службы. Но она (результативность) глубоко зависит от первых трёх: профессионализм, качество и сроки. Поэтому результативность последует только после них и займёт четвёртую строчку.

5). Ценность полученных итогов для руководителя — ЦЕННОСТЬ

Ценность, как фактор успеха, значительно выше предыдущей результативности по причине того, что отражает позицию руководителя заказавшего контрольный проект и воспользовавшегося его результатами. Можно установить массу нарушений с воровством на миллион. Но если это не интересуют или мало интересует собственника, руководителя, то вся ожидаемая ценность полученного результата от проделанной контрольной работы сойдёт на нет.

6).  Удовлетворённость проверенного «субъекта»

Никто не обязывает проявлять эмпатию к проверяемому «субъекту». Но это, если последний надзирается, например, государственным органом. В ином разе удовлетворённость «субъекта» важна наряду с удовлетворённостью самого заказчика контрольного проекта. Делается одно общее дело на благо единой цели, во имя «обеспечения сохранности акционерной собственности». Правда такое обоюдное понимание двумя сторонами контрольного действа наблюдается не всегда. По этой причине данный фактор не пронумерован, а лишь помечен плюсом (+).

Теперь вновь вернёмся к нашей табличке, где главная роль отведена «соблюдению запланированных календарных сроков». И вот почему. При сокращении сроков ухудшается качество материалов, даже если работает специалист высокого класса. Естественным образом снижается результативность разработанных мероприятий, падает ценность итогов для руководителя.  (при этом, удовлетворённость проверяемого останется на высоте).

Оптимально рассчитанные  календарные сроки позволяют контролёру сделать на объекте всё более качественнее, разработать набор действенно-эффективных мероприятий, удовлетворить индивидуальные запросы заказчика контрольного проекта.

Неоправданно длинные сроки могут, казалось бы, улучшить качество контрольных материалов. Однако, затянувшийся проверочный процесс отрицательно скажется на ценности итогов для руководителя и, скорее всего, вызовет отрицательную реакцию у подконтрольного «субъекта». К тому же долгое сидение на одном объекте оставит неприятные ощущения у проверяющего.

Стоит ещё добавить, что управляя календарными сроками вполне возможно:

  • предоставить контролёру дополнительные условия для выявлению новых фактов;
  • ограничить его неуёмное рвение в поиске никому не нужных нарушений;
  • дозировать рабочую нагрузку контролёра в течение временного промежутка;
  • предоставить ему скрытые возможности для полноценного отдыха;
  • дисциплинировать контролера в рамках исполнения им служебных обязанностей;
  • иметь рычаги воздействия в отношении проверяющего специалиста.

В силу всего сказанного соблюдению запланированных календарных сроков отдана I (первая) строчка в нашем воображаемом рейтинге факторов успеха.

Что касается остального, то по моему мнению, они выстроятся в следующем порядке:

II. Качество представления проверочных материалов

III. Ценность полученных итогов для руководителя

IV. Результативность разработанных мероприятий

V. Профессиональная компетенция специалиста

Замечу, что это лишь моя частная точка зрения, способная быть отличной от Вашей.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *