Каждый из нас хоть раз, да сталкивался с ситуацией, когда прибыв на проверяемый объект вдруг обнаруживается, что в бухгалтерии не все первичные документы. Главный бухгалтер, как выясняется, с понедельника в «учебном» отпуске. Компьютерная база слава богу на месте, но при её изучении что-то с чем не идёт. Что делать в этом случае — оставаться и начинать или разворачиваться и уходить? Безусловно начинать проверку!
Попробуем, как настоящие ревизоры, воспользоваться сложившейся обстановкой, попытаясь для себя извлечь определённые выгоды. (когда не хватает одного, нет другого, не идёт третье).
Ø Первичные документы. Иногда отсутствие некоторых бумажных носителей наталкивает проверяющего на обстоятельства, тем или иным образом свидетельствующих о нарушении. Вспомним, как бывает скучно изучать предоставленный информационный массив, когда всё на месте и всё всему соответствует. Совсем иное дело, когда ревизорский взгляд при сканировании документов, цепляется то за одно, то за другое. Сразу видишь скрытые знаки, указывающие на злоупотребления. Исходя из этого можно сделать вывод, что «не вся первичка» не усложняет, а помогает ревизору. Безусловно, это не относится к тем случаям, когда в бухгалтерии нет большей части документов, что, как правило, бывает известно и до нашего выхода на объект.
∅ Нет главного бухгалтера. Вообще не беда. Наоборот, даже бывает и лучше, когда его нет (первое время). Другие работники бухгалтерии сослужат нам лучшую службу. Знают не меньше, а рассказать могут и способны намного больше. Поэтому только недальновидный главный бухгалтер позволит своё отсутствие в процессе проверки.
∅ И, наконец не идёт 1-С. Да, это действительно проблема, к тому на большом объекте с валом операций и телодвижений. Здесь уже придётся хорошенько подумать и перестроить план действий. Скорее всего придётся по ходу дела заниматься восстановлением отдельных самых важных учётных регистров, что потребует дополнительных человеческих и временных ресурсов.
Завершая пост замечу, что в собственной практике лично встречался со многими вещами, препятствующими проведению контрольных мероприятий и проверочных действий, причём они редко были случайностью случайностью. Чаще сложные ситуации незаметно создавались преднамеренно. Следует нормально к этому относиться, будучи профессиональным ревизором.