От первого лица — в адрес двух сторон контрольного процесса

Проверяемые должностные лица по-разному воспринимают осуществляемую нами контрольно-ревизионную работу. Кто-то с пониманием, кто с недовольством, а кто и со страхом, что вполне объяснимо, поскольку от наших результатов зависит успех и благополучие их, как подконтрольных руководителей. Поэтому они в процессе проведения проверок проявляют особую настороженность и беспокойство, даже если результаты финансово-хозяйственной деятельности, возглавляемых ими предприятий, в целом является положительным.

При этом, бухгалтерские и финансовые службы предприятий постоянно озабочены мыслью, а не допущены ли ими серьёзные недостатки            и правильно ли истолкованы законодательные и нормативные акты, касающиеся производственной и финансовой деятельности предприятия на котором они трудятся. Ведь незнание или недопонимание не может служить оправданием для допущенных, с их стороны, недостатков и нарушений. Умышленно сделано или ошибочно не компетенция контролёра, для которого важен факт, если он заслуживает внимания для отражения в документальном акте со всеми вытекающими последствиями.

Кстати, более болезненно реагируют на вскрытые недостатки и нарушения лица, относящиеся добросовестно к служебным обязанностям, дорожа всячески репутацией. Правда встречается и другая категория должностных лиц, пытающихся создать видимость безразличия к проверочному процессу, якобы у них всё благополучно,                                                                                                              хотя в действительности они больше других бывают причастными к нарушениям и злоупотреблениям, искусно завуалированных в бухгалтерском учёте и финансовой отчётности.

С первого же момента встречи и знакомства, проверяемые, с большим любопытством присматриваются к нашим действиям, желая удостовериться — насколько мы компетентны и, возможно ли нас в необходимый момент ввести в заблуждение с тем, чтобы оправдать свои неправомерные действия. Особенно грамотно ведут себя и защищаются те, кто уже ранее неоднократно общался с контролирующими органами. И в этом осуждать их нельзя, поскольку ошибки свойственны всем, в том числе и нам, работникам финансового контроля.

Деятельность контрольно-ревизионной службы характеризуется представителями проверяемого «субъекта», чаще всего односторонне, исходя из личных выгод и преследуемых интересов.Но ради справедливости отметим, что контролирующие органы, не только радость уносят, но и приносят неоценимую пользу предприятию, оказывая по ходу проверки практическую помощь в плане улучшения состояния бухгалтерского учёта, обеспечения контроля за сохранностью средств, соблюдения налогового законодательства, да и по другим важным вопросам их финансово-хозяйственной деятельности. Надо сказать, что особенно в такой помощи нуждаются руководители и главные бухгалтера с незначительным опытом работы, не говоря о вновь создаваемых подразделениях.

Напротив же, отсутствие со стороны отдельных руководителей контроля за деятельностью своих бухгалтерских, финансовых и других служб и подразделений даёт повод и возможность последним для всякого рода незаконных действий и злоупотреблений, выявляемых, как правило, специалистами финансового контроля.

Трудно представить, какая самодеятельность и анархия процветала бы в бухгалтерском учёте и финансовой отчётности без функционирования на предприятиях подобных специалистов. И какой ущерб был бы причинён собственнику от незаконных действий его же должностных и материально-ответственных лиц. Вообще, вряд ли предприятие сможет обеспечить нормальное, для себя, существование без наличия в структуре службы внутреннего контроля. Поэтому должностные лица предприятия, независимо от личных интересов и взглядов, должны с пониманием относиться к контрольным функциям, не допуская игнорирования их. Другого выхода сегодня просто не существует.

Безусловно, всё это должно и будет так, если мы будем неукоснительно соблюдать права и обязанности, вытекающие из действующего законодательства, полномочий, прав, обязанностей. А ведь наши права и обязанности существенно отличаются от прав проверяемых нами «субъектов».

Одна сторона – мы с Вами. Как бы «атакующая»: может внезапно появиться в любом подразделении; затребовать и проверить необходимые документы и ценности; составить по результатам проверки соответствующий акт; принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений; возмещению причинённого ущерба и привлечению виновных должностных лиц к ответственности; передачей в необходимых случаях материалов проверок для расследования и так далее и тому подобное.

Другая же сторона – «субъект». Как бы «обороняющаяся»: обязана нас допустить к проверке интересующих вопросов; создать по мере возможности нормальные условия для работы; принять участие в проверке; объяснять свои действия и нести ответственность за допущенные недостатки и нарушения.

Несмотря на такие существенные различия в правах и обязанностях, как мы, так и они должны соблюдать в первую очередь интересы конкретного предприятия. В большей степени именно мы с вами. Поэтому в процессе прохождения проверки обеим сторонам контрольного процесса важно наладить контакты, обеспечить нормальные деловые взаимоотношения, без проявления излишней амбициозности и принижения достоинства друг друга, в конце концов, влияющих отрицательно на результат проверки в целом. Особенно, если положение дел на предприятии находится в плохом, неудовлетворительном состоянии: бухгалтерский учёт запущен и обезличен; отчётность сфальсифицирована; сохранность средств не обеспечена…

Легко ли в таких и других сложных ситуациях добиться выдержки, корректности и объективности? Безусловно – трудно. Ведь каждый из нас и каждый проверяемый нами «субъект» по своему складу характера, самолюбию и манере общения отличаются друг от друга. Тем не менее, эти и другие индивидуальные особенности не могут служить оправданием для тех, кто прямо или косвенно нагнетает взаимоотношения, создавая ненормальные условия в ходе производимых проверок.

Многое ещё зависит непосредственно и от первых лиц, а именно руководителей предприятий, задающих «тон» своим сотрудникам, а иногда провоцирующих их на конфликтные ситуации с нами, преследуя определённые цели, заинтересованность. Правда, такие руководители встречаются редко.

Пользуясь знакомством с влиятельными лицами, отдельные такие руководители стараются с их помощью оказать на нас давление. Однако они не всегда добиваются желаемых результатов. Принципиально настроенные честные и преданные своему делу контролёры в ответ на их действия прилагают ещё больше стараний для всесторонней, глубокой проверке затрагиваемых вопросов, не делая никаких поблажек. Иногда с их стороны проявляется даже некоторая предвзятость, что не есть всегда хорошо. В такой сложившейся ситуации руководителю контрольной службы уже становится намного сложнее заставить своего специалиста  отказаться от искажённой интерпретации фактов, негативной тональности их изложения на бумаге. На этом фоне очень благоприятное впечатление оставляют руководители и главные бухгалтера проверяемых «субъектов», относящихся с пониманием к нашим задачам, проявляя при этом тактичность, самокритичность и чувство ответственности за окончание, завершение проверок на должном уровне, без каких-либо эксцессов. И таких немало.