Кто, когда, с какой целью её [инвентаризацию] проводит? Развёрнутый ответ на вопрос легко получить, открыв сорок девятую «минфиновскую» инструкцию. Но давайте на время отступим от норматива и по-простому, так сказать, «на пальцах» увяжем кокретное должностное лицо с одним из ключевых приёмов фактического контроля, а именно, нашей инвентаризацией.
Руководителю компании, об имущественной инвентаризации известно ровно столько, сколько ему хочется о ней знать. Да, имеется в природе такой контрольный метод, позволяющий знать, что там лежит на складе, находится в производстве, иных местах хранения.
Правда на этот счёт, подумает руководитель, есть бухгалтерия, внутренняя контрольная служба – это полностью их «епархия», пусть ею и занимаются. Вот когда обнаружатся значимые излишки, вскроется весомая недостача, тогда и пойдёт разбирательство на предмет выяснения истинных причин произошедшего.
Для бухгалтера инвентаризация является обязательной «обузой», отнимающей время, даже если таковая в реальности не проводится, а лишь документально оформляется, без выхода, без осмотра, без пересчёта.
Хотя в отдельных случаях, когда без инвентаризации не обойтись, её всё же приходиться по настоящему делать. В особых случаях. Связанных, например, с приёмом-передачей материально-складских дел от одного человека к другому или случившимися кражами, пожарами, подтоплениями и т.д.
Реальная инвентаризация напрашивается при намёках на возможные злоупотребления, просматривающееся мошенничество, хищения. Как раз здесь бухгалтерские работники способны скрупулезно всё просчитать, чётко до «копейки» вычислить и вывести.
Аудитор, если он внутренний, чаще других, занят инвентаризациями. Причём, весьма добросовестно отрабатывает вверенный участок. Из раза в раз такая работа им делается быстрее, качественнее и с ощутимым результатом.
Всё было бы нормально за исключением одного. Искренне жаль квалифицированного аудитора, который в основном задействуется на снятии остатков. Во-первых, не выгодно эксплуатировать опытного профессионала на снятии остатков товарно-материальных ценностей. Во-вторых, повторяющееся контрольное «действо» становится крайне не интересным занятием для последнего. Но не для всех. Многих из нас, между прочим, однообразные технические пересчёты, перевесы, перемеры, вполне устраивают. Но тогда, мы не аудиторы, а «счётчики», по другому — «инвентаризаторы», которые относятся к чуть низшему уровню специалистов финансового контроля.
Аудитора из сторонней аудиторской фирмы, инвентаризация волнует «поскольку постольку». Результаты инвентаризации, безусловно, аудитором используются, так как при формировании независимого мнения, он опирается на остатки по счетам бухгалтерского учёта. А вот касаемо её фактического проведения, то «…» как бы так сказать, чтобы, не обидеть коллегу. Правда, стандарты МСА, аудиторские процедуры, «рабдоки» нацеливают аудитора на участие в инвентаризациях и, даже может быть на её фактическое проведение.
Ревизор, нвентаризация, почти что «однокоренные» слова. Опытный специалист знает, что без такого эффективного контрольно-проверочного мероприятия, как инвентаризация, никем никогда ничего нигде «недокажется». Наверное, поэтому ревизия, проверка с неё и начинается. А если вдруг по каким-то причинам нет, то она [инвентаризация] проводится пусть несколько позже, но в обязательном порядке.
Для профессионального ревизора, в отличие от упомянутых бухгалтера и аудитора, сама по себе инвентаризация ценна не выявлением излишков и недостач, не определением остатков по счетам, разделам и статьям. Инвентаризация важна другим. С её помощью официально «столбятся остатки» на конкретно определённую календарную дату с тем, что бы далее выйти на них или подойти к ним при, допустим, осуществлении тематической «Проверке полноты оприходования материальных ценностей и обоснованности их списания в расход».
Исходя из сказанного, для ревизора имеет значение сам факт инвентаризации с точно зафиксированными отличительными позициями, наименованиям, количеству, цене и суммам. Причём, инвентаризации правильно оформленной с соблюдением всех канонов и пунктов ранее озвученной сорок девятой инструкции и с выведением юридически неоспоримых результатов за подписью материально-ответственных лиц. Не зря говорится, что удачно организованная и вовремя проведённая инвентаризация это 50% успеха любой ревизионной проверки.
К пяти перечисленным пунктам добавим ещё несколько интересантов, которым небезразлична инвентаризация. В их числе следователь по экономическим делам, судебный эксперт, рецензент, адвокат. Как вы думаете, уважаемый читатель, с «какого бока» они могут быть заинтересованы в нашей инвентаризации. Напишите своё мнение, а мы поделимся им с читателями блога о контроле.