Сложный субъект контроля

По ходу контрольного процесса могут складываться ситуации, при которых проверить что-либо намеченное и задуманное весьма и весьма сложно, а то и вообще невозможно по причине скрытого противодействия, например — простите, того же главного бухгалтера. Правда, со стороны кажется, что как будто всё в порядке, всё проходит нормально. Ведь он или она, имеется в виду «субъект», ведёт себя вполне подобающим образом.

В действительности, такого плана главный бухгалтер говорит, общается или действует так, что у меня — проверяющего специалиста, несколько падает, а то и напрочь исчезает интерес к работе — работе на данном объекте и с данным «субъектом». Такое присуще, когда главный бухгалтер достаточно опытен в общении с контролёрами, профессионально подкован и грамотен, защищён кем-то из вышестоящего круга лиц и догадывается, что по итогам проверки ему придётся покинуть занимаемую должность против собственной воли.

Буквально в первый день проверки ревизор ощущает, исходящий от подконтрольного «субъекта», в нашем случае – бухгалтера, резко негативное отношение, натянутость в общении, замаскированное сопротивление. При этом ничего плохого в адрес «субъекта» сказать-то и нельзя, так как, по всей видимости, она или он просто такой человек по складу своего характера. Да и вообще, кому понравиться, что его проверяют, тем более известно с какой целью. Однако, всё это не правда. Имеется в виду особенности человеческого характера и личное отношение к проверке. Они здесь не причём. Просто подконтрольное лицо специально избрало подобную тактику напряжённого поведения, направленную на снижение моего «проверочного КПД».

Что делать? Как себя лучше повести? Пожаловаться, а на предмет чего? Все документы предоставляются исправно, устные пояснения даются, содействие проверке оказывается. Видите, даже в этом коротеньком абзаце три знака вопроса, ставящие нас в затруднительное положение.

Можно, как говорится, на него немного «наехать» или её серьёзно «поднапрячь». Но будет ли это удобоваримым вариантом, при котором у нас появиться возможность быстро и с требуемым результатом завершить контрольный проект. Конечно, нет! Поскольку этими действиями можно всё подпортить, причём в первую очередь себе.

Значит, по отношению к нашему главному бухгалтеру, «остаётся оставаться» человеком с первой минуты общения до последнего дня пребывания, пусть даже «до боли» на «неприятном» для нас объекте. В данном случае хорошо бы абстрагироваться от всего того, что нам известно, относительно «субъекта», даже если он первостепенный мошенник и заслуживает самого строго наказания, вплоть до … . Короче, избавиться на некоторое время от того, что явно нашим видом подсказывает «субъекту» ответ на главный для него вопрос: зачем, для чего,  с какой целью мы пришли.

Избранная позиция настроит на позитив такого бухгалтера и поможет нам провести проверку, с успехом её завершить и получить-выдать требуемый результат, исключительно объективно отражающий истинную картину положения дел. В противном случае — непонимание, нервы, скандалы и жалобы.

P.S. Кстати, в моей перовой книге о контроле на этот счёт отдельная статья, рассказывающая о том, как найти общий язык, точки соприкосновения с недружелюбным «субъектом». ( часть IV «Мы и Они» — «Как себя вести», стр. 261).