Перед глазами реестр контрактов с сотней поставщиков материальных ценностей, десятком разношёрстных исполнителей услуг и лучше в табличном варианте, где напротив каждого, помимо его фирменного наименования и адреса, проставлена дата заключения договора с порядковым номером, полной стоимостью с условиями оплаты и суммой задолженности, образовавшейся на отчётную дату.
Достаточно ли будет одного реестра, чтобы я мог проверить и поверить на действительность реализацию того или иного контракта. Или, всё ж я должен его увидеть с оригинальной подписью, синей печатью, приложениями, которые мне обязательно потребуется для более тщательной проверки. Причём, не только перечисленный выше набор документов, но и ряд других взаимосвязанных между собой бумажных носителей. Однако я хочу, как говориться, быстро навскидку, определить «фейковый» это контракт либо нет, короче «не-липа-ли».
Итак, с чего начать или на что обратить особое внимание.
1. Название компании.
Безусловно, само имя о многом говорит. Если оно достаточно известное, к примеру, Мегафон или Максидом, то наверняка, здесь более-менее всё в порядке, так как солидная компания не пойдёт на сговор или подлог. Хотя, как сказать. Может между проверяемым мною «субъектом» и федеральным «ритейлером» давно сложились тесные семейно-родственные связи. Тогда другое дело. Потребуется вдумчивый анализ и кропотливое изучение каждой сделки с выходом на место.
Наоборот, ни о чём не говорящее название поставщика товара настораживает и нацеливает. Тем более, если последний продаёт моему «субъекту» подшипники наряду с зубочистками. Ассортимент реализуемого товара, номенклатура поставляемых изделий, их техническая комплектация – всё это и многое заставляет меня задуматься над вопросом: «А были ли мальчик?».
2. Номер контракта.
Набор цифр, обозначающий номер контракта, ни о чём не говорит, если только вы всерьёз не занимаетесь нумерологией. Конечно, это всего лишь шутка, не более того. А если по правде, то за номером может крыться некий смысл. Слишком простой короткий, либо мудрёно-витиеватый через дробь с пробелом и буквенным окончанием, требует обратить на себя внимание. Да вспомните себя, когда решаете на счёт присвоения порядкового номера. Всегда задумываетесь, прежде его задать и только потому, чтобы никто не мог «подумать», что… .
3. Стоимость договора.
Она, стоимость, не берётся ниоткуда и всегда имеет определённые обоснования. Раз так, то хорошо бы увидеть таковые в несколько развёрнутом виде. Ежели ничего нет, то пусть хотя бы проверяемый «субъект» на словах объяснит, откуда что взялось – почему именно сто рублей, а не сто пятьдесят. Слово за слово и, возможно, нащупается некий коэффициент, необоснованно увеличивший цену поставки, частично отразившийся на благосостоянии заинтересованных должностных лиц.
В сегодняшние дни контрактная стоимость товара или услуги является обоюдно согласованной величиной двух сторон, подписавших договор. И не более того. Однако, изучив и проанализировав, сравнив и сопоставив, можно многое установить и предъявить. Так что, не следует безучастно и с прохладцей относится к вопросам формирования цены контракта.
4. Условия оплаты.
Сразу сто процентов, половина от общей суммы или только через тридцать банковских дней после поставки – обращаем внимание на условия проведения оплаты проверяемым «субъектом». Ничто просто так, тем более порядок денежной оплаты, не оговаривается двумя сторонами при заключении договора. Календарный отход нашего «субъекта», от давно сложившейся практики перечисления средств за товар или услугу, должен привлечь внимание. Если всем платится половина до, и половина после, то почему ему в данном случае переводится на счёт сразу всё , либо только через два месяца после.
Отдельно стоит сказать о задолженностях в ту или иную сторону. По бухгалтерскому учёту материальные ценности значатся давно полученными, но до какого-то времени остались не оплаченными – вопрос. И, наоборот. Сумму давно перевели, но ничего так и не получили – тоже вопрос. Короче, дебиторы и кредиторы, вкупе с претензионно-исковой работой да увязке с календарными периодами, рассматривается нами под увеличительным стеклом.
Да, совсем упустили «предмет» договора. В реестре контрактов, предоставленном нам для проверки, он может быть в сокращённом виде, но обязательно отражающим суть того, что покупалось или делалось для «субъекта». В тексте договора «предмет» звучит более развёрнуто. В акте выполненных работ, транспортной накладной либо ином товарном документе, формулировки, на этот счёт, могут быть иные, как и в самой бухгалтерской программе.
Обратите внимание на возможную разноголосицу, которая способна навести вас на определённые сомнения. Почему? Да потому, что каждый из ответственных должностных лиц, задействованных на проведении хозяйственной операции — оформлении бухгалтерских документов, по-своему понимал суть и смысл происходящей операции, относительно приобретаемого товара, получаемой услуги.
Безусловно, имеется ещё ряд флажков, показывающих на присутствие в хозяйственной жизни проверяемого «субъекта», сомнительного рода контрактов и договоров. Причём, многие из них так и останутся незамеченными. Незамеченными в ходе этой проверки, но никак ни следующей!