При обширных познаниях всего того, что необходимо знать проверяющему специалисту, он к тому же обязан грамотно и понятно излагать свои мысли на бумаге, просто и доходчиво говорить с подконтрольным «субъектом» и, конечно, уметь себя правильно вести, особенно в нестандартной, скандальной, иногда критической ситуации. Почему именно так важно уметь писать, общаться и обладать никем неоговорёнными правилами поведения. Наверное, потому, да скорей всего не, наверное, а совершенно точно потому, что любая проверочная работа в глазах «субъекта» так или иначе, имеет своеобразную, негативную окраску. Тогда как для нас, например, специалистов контрольного дела, в данном виде профессиональной деятельности нет ничего особенного. Пришёл, полистал, увидел, написал, доложил и до новых встреч!
Поскольку мы упомянули про негатив, то его-то как раз и следует нивелировать или же поставить перед ним знак плюс. Во всяком случае, так должно казаться противоположной стороне, то есть тем, к кому мы неожиданно пришли, так сказать, «домой». К некоторому сожалению можно констатировать тот факт, что на сегодняшний день практически не предлагается ничего из того, что могло бы научить профессионала контрольной работы всему тому, о чём сказано выше. Предполагается, что аудитор, ревизор либо иное должностное лицо, с вменёнными проверочными функциями обязано само всё это знать, уметь и делать. С недавнего времени, правда, в аудиторском сообществе постепенно вводятся нормы и стандарты поведения, к примеру, кодекс профессиональной этики.
Но одними только спасибо, здравствуйте, «извините-да-пожалуйста», ничего не добьешься, особенно когда на выходе вырисовывается серьёзнейший материал, стоящий ответственному лицу должности, места и положения. Исходя из этого, в блоге о контроле чаще обычного ведётся речь о том, как следует себя вести в том или ином случае. Кстати, в первой книге о контроле «Сохранить и приумножить» данному вопросу отведена целая отдельная глава, которая так и называется: «Мы и они». Мало того, если вы, наш уважаемый читатель, заметил, в блоге имеется отдельная рубрика под названием «проверяемый субъект». Аналогичная рубрика присутствует и на остальных, смежных нам, ресурсах о контроле, что ещё раз свидетельствует о значимости того, что вынесено в заголовок читаемой вами публикации.
Умение хорошо писать, приятно говорить и правильно себя вести приходит с опытом проведения каждой новой проверки, на полях которой разыгрываются дотоле неизвестные всё новые и новые ситуации. Дипломатичность, уступчивость, деликатность, компромиссность – всеми этими качествами важно обладать и жонглировать.
Касаемо слога, речи и поведения. Так это не какие-то обособленные и оторванные друг от друга понятия, а звенья одной цепи, составляющие единого контрольного процесса. Не можешь излагать на бумаге — учись. Не способен внятно говорить — опять учись. Не умеешь себя вести на объекте, так опять же — учись. В противном случае меняй контрольную профессию на иную, менее творческую.
Завершая статью-размышление заметим, что семьдесят процентов успеха в контрольном деле зависит не от знания нормативной базы, а от умения себя вести. В конце концов, инструкцию понять, запомнить можно всегда, а вот научиться себя вести вкупе с «писаниной», никогда.