На полях инвентаризации

Не только считать, но и  думатьБольше чем об инвентаризации специальной литературы, пожалуй, не издано. В данном направлении контрольной работы «пробелов» практически не наблюдается, а значит и сложностей со снятием наличия остатков возникает меньше всего, за исключением одной — инвентаризацию следует на самом деле проводить фактически, с соблюдением мельчайших процедурных деталей, иначе выведенный результат материально-ответственным лицом будет отвергнут.

Официальные методические указания Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 подробнейшим образом регламентируют весь инвентаризационный процесс от начала до конца. И всё же в самом рядовом, казалось бы, наиболее простейшем способе фактического контроля, как инвентаризация, допускаются шероховатости, дающие сильные козыри «материальщикам».

Если при ином ревизионном способе контроля дабы не показаться ярым формалистом что-то можно не соблюсти или упустить в части несущественных моментов , то при инвентаризации это исключено. Даже любая допущенная мелочь в руках опытного юриста превратится в защитный инструмент на стороне материально-ответственного лица.

При снятии остатков помимо основной инструкции о порядке проведения инвентаризации желательно помнить о 4-х важных моментах, без учёта которых итог работы может оказаться «смазанным».

1. Только обязательное соблюдение всех формальных процедур до, в ходе и после инвентаризации гарантирует соблюдение одного из принципов контроля — законности, а значит признает инвентаризацию состоявшейся. В ином варианте даже рядовой юрист признает инвентаризацию незаконной, а её результат недействительным. Например, документальное подтверждение факта отсутствия хотя бы одного из членов комиссии при пересчёте ценностей или несвоевременное издание приказа приведёт к справедливому оспариванию её итогов. К сожалению, здесь мы должны превращаться в ярого формалиста и непобедимого бюрократа.

2. Безошибочный арифметический счёт ценностей, правильное их комиссионное «перевешивание», «перемеривание» при письменном «затверждении» предварительного итога материальным лицом естественным образом исключает их повторный пересчёт из-за «вдруг» несогласия кого-то из членов комиссии, в том числе и самого «материальщика». Устный счёт у членов комиссии должен быть на «отлично», а у меня ревизора даже на «пять с плюсом».

3. Крестовину от распредвала, швеллер от тавра, баланс от кругляка мы способны отличить, но лучше заняться этим включённому в рабочую комиссию специалисту-эксперту. Так будет и быстрее, и надёжнее, а главное — без лишних вопросов со стороны материального лица. Иначе по аналогии с предыдущим пунктом он потребует не только пересчёт, но и пересмотр всего объема ранее проверенных ценностей. Так что следует в определённой степени быть экспертом.

4. Инвентаризация требует от участников комиссии, а в особенности от меня — ревизора, не только соблюдения методических указаний, точного пересчета, внимательного осмотра, но и логического понимания событий, происходящих в ходе инвентаризационного процесса. Это является самым сложным моментом, поскольку для определения объективной возможности реального предъявления ценностей в голове проверяющего мысленно сопоставляются множество документов и показателей, прокручивается масса событий и явлений

Подводя некую черту сделаем немаловажную ремарку. Подбирать в состав инвентаризационной комиссии надо из тех, кто в большей степени вписывается в упомянутые выше 4 пункта. И пожалуй самое главное по натуре действительно честен и умеет быстро и правильно считать. Причём неважно в каком подразделении и на какой должности он трудится.

Уметь не только считать, но и думать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *