Обладателям специальности из категории «bee-to-bee», оказывающих услуги предприятиям присущиделовые качества, при отсутствии которых клиент может ощущать недостаточную потребительскую ценность приобретаемого продукта. Наверное, поэтому при приёме на работу специалисты проходят многоуровневое тестирование с целью выявления не только уровня их профессиональной пригодности, но и определения индивидуальных характерных особенностей.
Если говорить о человеке, в чьи обязанности входит исполнение контрольных, надзорных и проверочных функций в отношении других лиц, в особенности должностных работников предприятия из разряда ответственных и руководящих, то уровень его профессионализма обязан быть на высоте, как и психология его поведения, общения и вообще поступков. В обратном случае незамедлительно последует недовольство, нарекания, жалобы и так далее и тому подобное.
Для обсуждения ревизорских качеств мы сначала хотели пригласить профессионального психолога. Однако не стали этого делать, поскольку его услуги, как мы поняли, необходимы в случае возникновения сложной трудноразрешимой спорной ситуации. А ведь наша то задача её не допустить. Поэтому решили самостоятельно разобраться, что является наиболее важным для специалиста осуществляющего контрольные мероприятия. Для этого достаточно было посмотреть в окно и увидеть, что квалификация проверяющего, психология его отношений с проверяемым «субъектом» (и своим руководителем – непосредственным заказчиком контрольного проекта) не последняя спица в колесе ревизионного процесса.
Попробуем случайно или намеренно упустить что-либо из увиденного за стеклом, как сразу же потеряем в качестве ревизионных материалов. Для пущей доказуемости сказанного разрешите нам прокомментировать некоторые качества проверяющего.
Профессиональная компетентность и профессиональная объективность можно отнести к основным профессиональным качествам проверяющего специалиста. Отсутствие или нехватка компетентности уничтожает — снижает ревизорскую объективность. Заметим, что объективность одновременно является одним из главных принципов контроля.
Согласитесь, что с наскока и по верхам толкового результата не получишь, а если он и сформируется, то проживёт до первого возражения грамотного проверенного «субъекта». Поэтому вдумчивость есть третье качество хорошего ревизора.
Кому-то она дана от природы, у кого-то напрочь отсутствует. Хорошо если проверяющий ею обладает. Тогда и результат им будет получен за более короткое время с меньшими усилиями. В любом случае её следует постоянно развивать. Мы говорим о таком полезном качестве, как интуитивность.
Укладываться в отведенные календарные сроки, делать больший объём за короткий промежуток времени и вообще не засыпать на проверяемом объекте гарантируют ревизору такие деловые качества как быстрота и скорость работы. Параллельно с этими временными качествами находится оперативность в принятии необходимых решений и своевременность совершения требуемых действий. Кто не успел, тот опоздал – по такому принципу можно сказать соревнуются между собой представители двух сторон ревизионного действа.
Что касается точности и чёткости, то без их соблюдения проверочный материал может существенно потерять в качестве. Особенно это проявится на этапе оформления документального акта, его подписания и последующей реализации.
Безусловно, профессиональная квалификация ревизора имеет важнейшую роль. Но не стоит скидывать со счетов и психологию его взаимоотношений с проверяемым «субъектом», от уровня которых процентов на семьдесят, а может и больше, зависит итог работы. Специалист может наизусть знать все законы и инструкции, но если он не умеет себя вести, общаться, спорить, доказывать и тому подобное, то грош цена его профессионализму.
Отображённые в левой половине окна дипломатичность, тактичность и так далее по списку должны быть понятны каждому, кто занимается проверочной деятельностью. При обладании особыми полномочиями и широкими правами ревизор временно получает определённые преимущества над проверяемым «субъектом» и здесь главное правильно ими пользоваться, иначе не избежать возражений, жалоб и угроз в свой адрес. Умение себя вести с подконтрольными также важно, как и знать бухгалтерские проводки.
Двумя десятками пунктов мы попробовали отметить черты ревизорского характера, без наличия которых у последнего могут возникнуть ряд трудностей при исполнении своих профессиональных обязанностей – ревизора акционерного общества. Воспользуйтесь приведёнными комментариями, и качество вашей ревизионной работы выйдет на новый уровень.
Да, чуть не упустили самого важного. Хотели бы сказать о добросовестности, честности и порядочности ревизора, но такие качества у него или есть или нет.