Уважаемый коллега, могу для вас часами рассказывать о незыблемых принципах контроля, его рабочих стандартах и сложившихся правилах, вкупе с методами и способами проведения ревизионных мероприятий и проверочных действий в логической увязке с вопросами оформления и реализации материалов и так далее и тому подобное. Благо наработанный мною 35-летний практический опыт работы легко позволяет это делать.
Однако, как не раз уже отмечалось, такое сложное направление профессиональной деятельности, как контроль, обязано быть простым и понятным для человеком, его осуществляющего изо дня в день. Только тогда ему (т.е. вам) будет легко работать, без особых усилий добиваться требуемого и получать удовольствие от самого процесса. Ведь, простота есть одно из важных требований к контролю.
Следуя сказанному, позвольте акцентировать ваше внимание на три ключевых глагольных формы на основе которых и базируется вся контрольно-ревизионная работа. Это – найти, понять, изложить.
I. Найти.
Специалист в области контроля сегодня без труда установит, обнаружит, вскроет, выявит факты злоупотребления или нарушения, поскольку допускающие их «субъекты» совершают неблаговидные поступки не очень квалифицированно. Правда для этого мало побывать на лекции или прочесть инструкцию. Желательно, если есть такая возможность, перенять опыт от знающего практика контрольной работы. А ещё лучше, находясь с таковым, взять от последнего всё, что он знает и умеет. Итак, «найти», становиться вроде бы несложно. А что же дальше?
II. Понять.
Совершенно верно. Понимание ревизором того, что он вскрыл становится следующим краеугольным камнем в создании им стройной архитектуры контрольного итога. Осмысление обнаруженного нарушения, злоупотребления, переходящего в хищение по значимости важнее, чем сухая констатация, к примеру, выведенной недостачи, выплаты через подставных или завышенного объёма строительно-монтажных работ. Здесь надо как следует подумать и задаться напрашивающимися вопросами: почему произошло хищение, кто в этом завязан и виноват, что делать дальше для исключения подобных фактов в хозяйственной жизни предприятия.
III. Изложить.
Пожалуй, самое трудное для проверяющего. Особенно в тех случаях, когда всё запутанно, без документально и не всегда подтверждается прямыми доказательствами. И не стоит считать это только вашей трудностью. Проблемы с изложением факта на бумаге наблюдаются у каждого нормального человека (если только он не писатель от бога, но тогда ему никогда не стать ревизором). Здесь стоит посоветовать больше читать и учиться писать, пусть даже для этого понадобится переписывать одно и тоже по десять раз. Повторю, что это совершенно нормально для нормального человека.
В заключении скажу, что найти, понять, изложить – главное, что обязан уметь делать ревизор. В качестве дополнения лишь замечу, что помимо этого ревизор ещё должен всё это достойно и красиво представить заказчику контрольного проекта.