Директор департамента Минфина Шнейдман Л.З. — «….Многие аудиторские организации живут как раз за счет оказания неаудиторских услуг».
газета «Коммерсант» — «Что это за услуги?»
Директор департамента Минфина Шнейдман Л.З. — Крупные аудиторские компании оказывают такие сравнительно новые, для российского рынка услуги, как помощь в подготовке интегрированной отчетности, проверка нефинансовой отчетности компаний, постановка и сертификация систем внутреннего контроля и аудита, создание систем противодействия мошенничеству, исполнение функций внутреннего аудита, консультирование по вопросам МСФО для общественного сектора, разработка моделей оценки рисков, внедрение систем управления рисками, консультирование по вопросам деофшоризации, IT-консультирование, стратегическое консультирование.
Буквально сегодня общался с ревизором, представляющего внутреннюю службу финансового контроля крупного холдинга и специалистом, занимающимся много лет внешним аудитом, как раз тем, о чём идёт речь в интервью газете «Коммерсант».
Теперь по порядку о том, что выделено синим курсивом:
«Проверка нефинансовой отчетности компаний». Не первый не второй не смогли быстро пояснить, что это за нефинансовая отчётность компании. О чём она, что в ней отражается, кто её составляет и куда сдаёт. По видимому, это есть что-то из разряда управленческой отчётности, а может быть тёмная бухгалтерия. Но, как полагаю, ни одно ни другое внешний аудитор не должен смотреть, да ещё к тому же проверять и перед кем-то на это счёт отчитываться.
«Постановка и сертификация систем внутреннего контроля и аудита». С постановкой систем внутреннего контроля и аудита согласен, поскольку внешний аудитор может быть подкованнее внутреннего аудитора, но никак ни внутреннего ревизора. Относительно сертификации СВК ответа нет, информацией не владею и собеседники ничего по этому поводу сказать не смогли.
«Создание систем противодействия мошенничеству».
Опять о системе, только ранее о сертификации системы СВК, а сейчас о создание системы противодействия мошенничеству. Думаю, что это в большей степени может относится к неаудиторской профессии. а к области работы служб экономической безопасности.
«Исполнение функций внутреннего аудита»
Аудитор оставшийся сегодня без работы всегда готов, может и способен исполнять данную функцию, лишь с одним условием — находясь в штате компании. И ему и компании это может быть выгодно. Исполнять внешним аудитором обозначенную выше функцию в удалённом доступе весьма и весьма проблематично. Скорее всего он может выступить независимым ревизором акционерного общества вместо ревизионной комиссии и то, если последний больше ревизор, чем аудитор. Здесь надо иметь ввиду, что в российских условиях ревизор и аудитор диаметрально противоположные специальности.