Много чего требуется сделать мне, ревизору, в самый первый день на проверяемом объекте. В этот раз на стану подробно (по пунктам) озвучить все действия на этот счёт. Остановлюсь несколько на ином — понимании собственной возможности выполнить заранее намеченную программу проверки. А что мне для этого требуется, кроме служебного предписания, рабочего места и желания. Безусловно, в первую очередь бухгалтерские документы. Ежели их не в требуемом объёме нет по причине частичного отсутствия в делах бухгалтерии, то это должен увидеть буквально в первый день нахождения на объекте, или хотя бы в первые дни пребывания на ревизии. Конечно, можно опустить данный факт, однако финансовая проверка всегда проводится на основе документов, подтверждающих или опровергающих те или иные факты из хозяйственной жизни подконтрольного лица — это во первых. И, во вторых. Если у нас ревизия, то она документальная. Со слов, по ощущениям и на объяснениях акта не построишь. Таким образом при «отсутствии наличия» лучше вовремя уйти с объекта, подождать наведения должного порядка, а потом уже приступить вновь.
Второе, на чтобы я обратил внимание. На регистры, отражаемые в той же, например, 1-С бухгалтерии. И пять скажу, если там сто-то не идёт или не совпадает, то стоит принять решение о возможности проведения проверки. Ясно, что для нас важны первичные документы и они все есть. А сам бухгалтерский учёт? Не запущен ли он? Если да, то как быть? Ответ аналогичен изложенному нами в абзаце выше.
И третье, на что стоит обратить внимание. Это на присутствие в ходе проведения проверки (помимо документов и учёта), совершенно конкретных людей, которые принимают участие в совершении операций, составлении бумаг. Но обязательное их нахождение на рабочем месте, бывает только в идеале. Случается их преднамеренное отсутствие. И что тогда? В отличии от сказанного выше (касаемо документом и учёта) запланированную проверку мы продолжить способны и должны, заручившись при необходимости возможностью встреч с должностными лицами совершавших операции и оформлявших по ним документы.
P.S. По правде сказать, подконтрольное лицо и само крайне заинтересованно находится рядом с ревизором во время проверки важных для него вопросов. А припрятывание документов не только усложняет контрольную работу, а наоборот, заставляет ревизора глубже вникнуть в суть завуалированного злоупотребления.