Мечта проверяющего — загрузить факты в специальную компьютерную программу, нажать на кнопку и получить готовый акт — видимо так и останется несбыточной мечтой.
Если серьёзно, то составление документального акта отнимает у ревизора не столько ценное рабочее время, сколько массу творческих усилий по части описания выявленных им нарушений. Опытному специалисту контрольного дела иногда, к примеру, намного проще вскрыть само хищение, чем доподлинно, понятно и лаконично изложить его в письменном виде. Стандартами более-менее чётко не оговаривается требуемое количество времени для формирования акта в силу того, что кому-то на эту работу надо всего пара — тройка дней, а кто-то и за две недели не управится с этим делом, особенно когда обнаружены сложные и запутанные эпизоды воровства, к тому же ещё и хитро завуалированные под правду.
Скажем откровенно — умение грамотно и быстро изложить всё как есть, дано не каждому. Вместе с тем над этим следует усердно работать и у этому необходимо постоянно стремится. Тогда на «выходе» появится интересный и насыщенный материал, который с большим удовольствием воспримется «главным заказчиком» заказанного контрольного проекта.
На самом деле структура акта достаточно проста, как в школьном сочинении: сначала вводный раздел, затем содержательная основа и в конце заключительная часть. Но здесь кажущаяся, на первый взгляд, простота и делает составление данного документа довольно непростым занятием. Однако, не в правилах нашего с вами профессионального блога всё усложнять.
Вот несколько практических советов по этому поводу:
- излагать в акте то, что удалось установить в ходе ревизии и не более того;
- много времени отнимает «домысливание» как там и что могло быть в случае если…;
- «тормозом» в написании акта является некачественные доказательные приложения;
- отсутствие доказательных приложений вообще «стопорит» изложение фактов;
- неимение должного представления о нарушенных инструкциях затягивает «писанину»;
- не до конца проверенные факты заставляют ещё и ещё раз к ним заново возвращаться;
- при нехватке времени некачественно проверенные факты остаются в черновых записях;
- творческий процесс написания осуществляется не отвлекаясь, чтобы не «упустить нить»;
- перед собой иметь ранее написанные акты для облегчения процесса изложения фактов;
- приступать к черновому написанию акта ревизии как можно раньше;
- писать проще, если не ставится задача «замотать вопрос» или «замылить факт»;
- меньше применять деепричастных оборотов и сверх длинных предложений;
- перед глазами держать словарный запас ревизионных терминов.