Подходы в контрольной работе

В контрольной, как и в любой профессиональной деятельности, применяются свои особые методы, способы и приёмы, с помощью которых проверяющим лицом выявляются факты нарушений и злоупотреблений. Таковых, на сегодня, существует не один десяток. Точнее, порядка пятидесяти и о каждом можно объёмно излагать.

Возьмите, к примеру, инвентаризацию. Чего стоит официальная сорок девятая инструкция, следуя которой новичку её вряд ли удастся провести в отведённые сроки. Или встречная проверка. О ней, вообще, мало, что где толкового можно найти.

Однако, отложим на время существующие методы-способы-приёмы документального и фактического контроля. О них прочтём в вузовском учебнике, либо в какой-нибудь из минфиновских инструкций.

Сейчас о сложившихся, у многих из проверяющих лиц, подходах со своими плюсами и минусами. Для лучшего восприятия вами каждый такой подход мы специально запоминающе обозначили.

Речь пойдёт о следующих практических подходах.

1. Общительно-вопросительный

2. Экранно-программный

3. Мышковато-браузерный

4. Документарно-кабинетный

О первом подходе.

Безусловно, общение проверяющего специалиста с подконтрольным «субъектом» по ходу проверки крайне необходимо. В процессе диалога, порой, узнаешь больше, чем из массива просматриваемых документов, тем более, когда все схожи по оформлению: лист бумаги в формате А4 на принтере, синяя печать и подписи сторон.  Недаром, руководитель проверяемой стороны старается ограничить или, вообще, исключить прямые устные контакты, например, бухгалтера с ревизором.

Исходя из скудности информации, получаемой из правильно оформленных первичных документов, контролёр стремиться взять что-то для себя из разговора или, разговоров. И это совершенно нормально.

Однако наблюдается и другое, когда специалист финансового контроля вместо того, чтобы всё детально изучать, анализировать и кропотливо проверять, ведёт разговоры с работниками бухгалтерии, кадровой службы, менеджерами подразделений. Мало того, что тратит время на говорильню, так ещё и засыпает их разноплановыми вопросами на тему: кто, в связи с чем, когда, почему и что вы по этому поводу, думаете или считаете. Такое происходит либо из-за недостатка профессиональных знаний или от нечего делать.

О втором подходе.

По опыту знаю квалифицированных проверяющих, которые при проверке делают ставку исключительно на бухгалтерскую компьютерную программу. Всё что необходимо ими берётся с экрана монитора и всплывающих там регистров, журналов, отчётов, проводок.

Что же, неплохой проверочный вариант для … аудитора. Всё быстро, культурно, обоснованно, без проблем.

Правда, когда в хозяйственной жизни «субъекта» имеют место быть, мягко сказать, не только нарушения, а факты злоупотреблений, граничащие с хищением денежных средств и материальных ценностей, подобного плана экранно-программный приём будет неэффективным, особенно при поиске доказательных элементов.

О третьем подходе.

Давно, ещё в начале пути в ревизионную профессию, от одного из коллег услышал, что половину ревизии можно сделать по телефону, то есть, сиди за столом, набирай номер, задавай вопросы и сопоставляй с тем, что видишь перед собой в бумагах. Конечно, наличие телефона в кабинете проверяющего значительно ему помогало. Главное, меньше уходило рабочего времени. Не нужно было куда-то идти или ехать, чтобы что-то уточнить, выяснять.

В наши дни то же самое, с одной лишь разницей, что телефон заменил ноутбук или смартфон, благодаря которым не сходя с места можно уточнить намного больше.  

Вместе с тем, как разговоры к документальному акту не приложишь, так и сканы интернет-страниц. Однозначно потребуется работать с бухгалтерскими программами, должностными лицами, складскими остатками и прочими вещами, без которых не получится качественной проверки.

О четвёртом подходе.

От документарно-кабинетного подхода никак не уйти, хотя бы ещё и потому, что проверка-то у нас остаётся документальной. При условиях, когда кругом чисто, светло, тепло, да ещё чайник с печеньем, документарно подходить милое дело.

Вместе с тем, много ли установим сидя на стуле и запрашивая «первичку». Полагаю, лишь некоторую часть, явно находящуюся на поверхности, а то и специально для нас подобранную учтивым «субъектом». Именно по этой причине мы и должны воспользоваться комбинацией из вышеупомянутых четырёх подходов, когда полученный вкупе результат и приведёт нас к достижению намеченной цели.